Современные методики оказания помощи лицам с ПТСР с применением достижений современных нейронаук

Культура и образование как новые методы терапии военной психической травмы.

С каждым днём всё больше и больше наше образовательное пространство будет наполняться людьми с военным опытом, прежде всего демобилизованными участниками СВО. Они придут в образовательные организации в различных ипостасях: как учащиеся школ (молодые люди, воюющие в ДНР и ЛНР с детства и не получившие среднего образования), как студенты вузов, как школьные учителя, вузовские преподаватели, офицеры-воспитатели суворовских, нахимовских, кадетских училищ, офицеры курсового и факультетского звена военных вузов. И для того, чтобы мы могли оказаться им полезными, нам необходимо чётко представлять психологические последствия участия в боевых действиях.

Александр Григорьевич Караяни, профессор кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель общественной организации «СоДействие» 

Современные методики оказания помощи лицам с ПТСР с применением достижений современных нейронаук

Психологическая постравма, как последствие физической травмы, сегодня, эта тема глубоко не изученная. К сожалению лечением физической травмы болезнь не оканчивается, момент травмы остаётся в памяти человека. Особенно чётко мозг запоминает состояние человека до и сразу после травмирования. Я остановлюсь на более интересной для меня теме, военной психологической травмы. Когда собственно психологическая травма может развиваться и без физической, но последствием психотравмы, может оказаться психосоматическое заболевание, например синдром раздражённого кишечника, проблемы с сердцем, аутоимунные заболевания.

Мы должны понимать, что для того, чтобы выжить в обстановке повседневной смертельной опасности, неизвестности, неопределённости, ранений и гибели боевых товарищей, необходимости физически уничтожать противника, длительного нахождения в непосредственной близости с противником, когда не только слышна его речь, но и чувствуется его запах, чтобы выжить в этой обстановке, психика, нервная система, весь организм человека должны кардинально перестроиться под требования военной обстановки. И такая, адаптивная, перестройка происходит. Прежде всего перестраивается мозг. Он меняется не только функционально, но и структурно, физически. За 40-45 суток пребывания в военной обстановке у человека образуются многие тысячи новых нейронных связей, новые нейроны, целостные нейронные сети, управляющие поведением человека в боевой обстановке. Одновременно не актуальные «гражданские» нейронные сети угасают и управляемые ими схемы поведения не воспроизводится. В кровь выделяются гормоны стресса (адреналин, норадреналин, кортизол) и превращают её в своеобразный стрессовый гормональный коктейль.

А.Г Караяни

Необходимо заметить что,в отечественной практике, до сих пор нет четких представлений об эффективных подходах в психотерапии, механизмах лечебного воздействия, а также принципах и алгоритмах оказания помощи, несмотря на активную разработку проблематики ПТСР. Те, точнее некоторые психотерапевты, кто берёт на себя смелость практиковать лечение по собственным протоколам или берутся изучать психотравму и её последствия, несомненно, смелые специалисты, потому что их работы в будущем будут находится под пристальным вниманием специалистов, пожинающих плоды чужих ошибок и устанавливающих собственные алгоритмы по чужим мыслям и учебникам. Потом будут споры, сейчас важны смелые исследования и эксперименты.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) является клинически сложным состоянием, характеризующимся высоким уровнем коморбидной патологии, трудностями профилактики и реабилитации, социальной дезадаптацией лиц с ПТСР, существенной экономической и организационной нагрузкой на систему здравоохранения. Пациенты с ПТСР имеют повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) и суицидального поведения. Согласно современным международным руководствам рекомендовано сочетанное использование фармакотерапевтических и психотерапевтических подходов в лечении данной патологии. Это находит подтверждение в возросшем числе исследований с высоким уровнем доказательности, указывающих на эффективность комбинированной терапии. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что психотерапевтическое лечение безопасно и эффективно даже при наличии сопутствующих заболеваний, как факторов высокого риска хронификации ПТСР.

“Большая часть популяции подвержена влиянию травматического опыта, связанного с высоким риском развития ПТСР. Лица с данным расстройством сталкиваются с широким спектром проблем, включая трудности на работе, социальную дезадаптацию и нарушения физического здоровья, что обусловливает практическую значимость и необходимость разработки протоколов эффективной терапии на основе принципов доказательной науки. Имеющиеся на данный момент рандомизированные контролируемые исследования (РКИ) посвящены изучению эффективности не только фармакологического лечения, но и множества вариантов психотерапевтических интервенций . Особое внимание уделяется когнитивно–поведенческой психотерапии, сфокусированной на травме .

Несмотря на большое количество зарубежных и отечественных научных публикаций о проблемах понимания и лечения ПТСР, в отечественной практике до сих пор нет четких представлений об эффективных подходах в психотерапии, механизмах лечебного воздействия, принципах и алгоритмах оказания помощи. Отмечаются случаи применения и рекомендаций к использованию методов психотерапии, не только не имеющих доказательной базы, но даже способных оказать негативное влияние на состояние пациентов с ПТСР.”

Консультативная психология и психотерапия
2023. Том 31. № 3.

история исследований военной психотравмы так же далека от сегодняшнего дня, как и первые военные конфликты, но первые записи датированы 1688 годом и сделал их врач Йоханесс Хофер

“Развитие проблематики.

Изучение посттравматических расстройств и разработка методов оказания помощи пострадавшим лицам проходили исторически в несколько этапов.

Начальный этап относится к периоду, предшествующему выделению ПТСР в качестве самостоятельного диагноза. Впервые характерные симптомы посттравматического расстройства были описаны врачом Йоханнесом Хофером в 1688 г. у швейцарских солдат-наемников. По его мнению, симптомы были вызваны мыслями и желанием солдат вернуться домой. Цель лечения данных состояний заключалась в том, чтобы побудить солдат выстоять путем формирования более реалистичных представлений в отношении войны вокруг них. Однако, по мнению J.C. Da Costa, опубликовавшего результаты исследования американских солдат в статье «Раздраженное сердце: клиническое исследование функционального нарушения сердечной деятельности и его последствий» (1871 г), причина развития характерных симптомов (астенизации, одышки с ощущениями удушья, усиления сердцебиения, чувства дискомфорта в груди, головокружения и т. д.) связана с усталостью от военных действий. В качестве метода лечения J.C. Da Costa придавал большое значение отдыху солдат.”

/ Консультативная психология и психотерапия — 2023. Том 31. № 3]

Но, если в 16 веке, основной задачей врачей была, вернуть солдата в строй, то сегодня врачи психотерапевты, психологи и исследователи озадачены вопросом как вернуть солдата, гражданина в мирную жизнь, социализировать его , помочь продолжить собственный прогресс как homo sapiens. Для чего используются все возможные методики, продолжаются опросы пострадавших и эксперименты.

«Бей. Беги. Замри».

Сегодня методики и принципы психотерапии , как и любой метод лечения, имеет перечень противопоказаний. К ним относятся: неготовность к раскрытию субъективных переживаний и страх, низкая комплаентность; превалирование механизма отрицания над другими психологическими защитами; отсутствие мотивации к достижению изменений в ходе лечения, наличие вторичной выгоды от требующей коррекции симптоматики; низкий уровень межличностной сенситивности; нарушения сеттинга и нежелание регулярно посещать сеансы психотерапии; трудности понимания собственных переживаний и их замещение трудностями социального положения, характерологические особенности, не позволяющие конструктивно работать в индивидуальной и групповой психотерапии и извлекать из этой работы пользу; выраженные негативизм или ригидность; частые состояния опьянения, наркотические зависимости

При проведении сеансов ,психологу в помощь придут используют несколько дисциплин нейронауки:

1. Нейрофизиология, изучающая взаимодействие нервной системы и нейронов.

2. Когнитивная нейронаука, которая занимается связью активности мозга с познавательной активностью и реакциями человека, в частности исследует нейронные процессы как основу мышления.

3. Нейролингвистика, предметом изучения которой является система языка и речевые механизмы мозга.

В технологиях речевого взаимодействия, применяемых в сеансах терапии, очень верным шагом будет использование метафор. С помощью метафорической метонимии, возможно убедить страдающего о великой сущности его бытия во время военной службы и исполнения воинских обязанностей и так же показать ему новую жизнь и обязанность выполнять бытовые обязанности мужа, отца, сына. Мужчины.

Метафоры создают образы и ассоциации в умах страдающего и делает текст более выразительным и образным, переводя текст в картинку или иллюзию а она используется в сеансе как обыденная речь, для усиления смыслового содержания и вызова эмоциональных реакций. Таким образом, казалось бы детская сказка но в объеме терапии, может привести к социальной адаптации страдающего. Изменит форму восприятия произошедшего в области структурирования и понятия ; муж, отец, сын, мужчина обретут новую форму мышления, в случае возвращающихся с Специальной военной операции, ветеранов боевых действий, можно применять истории Древней Руси. На примерах былинных героев, защищавших Русь от набегов врага, возможно убедить ветерана, что важен начальный стимул мобилизации а не эмоция после возвращения.

В технологиях нейролингвистических сеансов, важно дать страдающему понимание возможности самопомощи.

Приведу несколько примеров.

  1. Социальный работник в госпитале обращается к раненому воину без ноги: «Чем можно Вам помочь?». И в ответ слышит: «Нужны патроны и снаряды, пацанам. Сможешь?»
  2. Если раньше участник боевых действий, вернувшись домой, бросался к жене, детям, то сейчас может позвонить, сообщить, что прибыл и придёт позже, так как нужно достать ночные прицелы, теплоиды, отвезти письмо от товарища и встретиться с семьёй погибшего друга.

Вот лишь некоторые грубые мазки, рисующие обобщённый портрет человека, возвращающегося из зоны военных событий в мирные условия. Причём сам он практически не чувствует происшедших с ним изменений. Поэтому все попытки сказать ему об этом воспринимает не всегда с благодарностью.

А.Г. Караяни

Например, несколько упражнений позволяющих задействовать левую фронтальную зону лобную долю отвечающую за контроль поведения положительные эмоции, создание новых программ и привычек, позволяющих укротить беспокойство и депрессии. По опыту Дональда Хебба, с помощью упражнений, создать совместные связи что приведет к созданию новых нейронов, далее увеличить значение новых нейронных связей перед опытом прошлого, отдалить опыт прошлого, научить использовать новый опыт , не прибегая к опыту прошлого. Научить страдающего контролировать новые эмоции с помощью позитивного дневника, в случае возвращения к воспоминаниям прошлого, занимаясь самопомощью, читать записи дневника.

Включая в терапию основы нейрофизиологии, необходимо

увеличивать когнитивный процесс страдающего, подключая возможности не только приобретения новых знаний, но и возможности их использования. Например, при содействии Президентского Фонда культурных инициатив, общественная организация реализовала проект «Из первых уст» в котором ветеранам боевых действий Чеченской кампании, на примере рассказов из книг ветеранов боевых действий, была дана возможность проговорить момент психологической травмы в радиоэфире интернет радио https://top-radio.ru/web/veteran-fm ВетеранФМ, по окончании проекта, ветераны участники проекта, были вовлечены в деятельность организации, согласно тестов проведенных с участниками проекта, вместе с общественной деятельностью, они увеличили свою социализацию, укрепились в мнении своей необходимости и нужности для других, увеличили свои социальные контакты, заметили увеличение желаний к участию в культурных мероприятиях, созданию новых общественных организаций и вовлечению в работу новых участников из среды ветеранов боевых действий. Психологу не должно быть важно, каким образом и каким методом удалось остановить ресоциализацию страдающего, важно что страдающий перенял пример взаимодействия и распространяет его на других, применяя возможно, на бессознательном уровне, на уровне нейрофизиологии мозга, примеры новый нейронных связей и «заражая» положительными эмоциями от когнитивного процесса других страдающих находящихся в его поле влияния.

В терапии с страдающими от военной психотравмы необходимо включать у страдающего поисковое поведение, подкрепляя его положительными эмоциями за счёт новой информации, часто для этого необходимо пройти вместе со страдающим через новый стресс, вспоминая и практикуя совместно то, что не хочется страдающему, при этом необходимо мотивировать страдающего как положительными так и отрицательными эмоциями, это необходимо для возникновения чувства соревновательности, которое часто бывает важно для комбатанта и работать на балансе этих эмоций, со временем увеличивая количество положительных подкреплений. Заменяя беспокойство от воспоминаний и отрицательными реакциями физического тела на беспокойство от собственной значимости сегодня, подкрепляемое положительными общественными победами и реакциями физического тела.

Сказанное выше усугубляется тем, что, вернувшись домой, участник боевых действий обнаруживает, что и другие члены его семьи существенно изменились. Жена, которая тревожилась, тосковала и вместе с ним сражалась в своём сердце, которая вынужденно освоила многие мужские функции, приняла полную ответственность за семью. Сын, который остался главным мужчиной в семье и быстро возмужал. Дочь, которая была вынуждена «воевать» с одноклассницами, не понимающими миссии СВО. Все они также изменились, включая изменения в нервной и гормональной системах, поведении и привычках. Все они в обстановке мощного стресса разлуки стали более самостоятельными, сильными, жёсткими, требовательными к себе и людям. Но они также не ощущают произошедших с ними изменений, так как принцип постепенности не был нарушен.

При этом можно чисто логически выделить по крайней мере четыре типа семей военнослужащих:

  1. Пославшие своего члена семьи защищать интересы страны — ждут, тревожатся, в душе воюют вместе с ним.
  2. Член семьи ушёл на СВО вопреки желанию семьи — копят обиду, злость, отчуждение.
  3. Отправившие воина поправить финансовое положение семьи — испытывают обесценивание.
  4. Мобилизованные — испытывают самые различные чувств
  5. А.Г. Караяни

Общественными победами могут быть как участие в культурных мероприятиях ,наиболее важны такие мероприятия проведенные вместе с семьей, например, реализация государственными учреждениями культуры, билетов в театр или музей с существенной скидкой или в качестве пригласительного билета активирует гормон Дофамин (возбуждение от ожидания награды), серотонин -принесет чувство удовлетворенности от признания и уважения на самом мероприятии несомненно активируется Окситоцин и он доставит радость от доверительного общения и как итог активируется Эндорфин, придав чувство эйфории, смягчающее физическую боль. Всего лишь одно такое мероприятия, в качестве сеанса психотерапии поможет снизить ригидность мышц, эмоционально разгрузить память, сформирует новые нейронные связи и укрепит их положительным подкреплением. Если такие сеансы, групповые или личные проводит постоянно, то ,и как ветеран примет общество , так и общество примет ветерана.

С уважением к нашему читателю,
проект war-veterans.ru

Сделай репост статьи хотя бы в одну социальную сеть или мессенджер, это станет огромным вкладом в развитие проекта!

В рамках законов РФ*

Оставьте свой отзыв

Хорошие отзывы — публикуем почти сразу, плохие — скорее всего, попадут в работу и проблема будет решаться. 

Вы также можете оставить здесь свои идеи и предложения! Оставьте свою почту или телефон в тексте сообщения.

Ваше имя*
Ваш отзыв*

Нужна помощь

Если Вы или Ваши близкие нуждаются в помощи с решением какого-либо вопроса — свяжитесь с нами и постараемся эту самую помощь оказать. Ветераны должны держаться вместе!

Поиск по сайту

Поиск будет произведен по постам и страницам сайта, более узконаправленные поиски (юридическая помощь, пользователи и тд) - в соответствующих разделах.